Антарктическая экспедиция

Vostok_1.jpg5 февраля 2012 года на российской антарктической станции Восток произошло событие, которое стало мировым достижением отечественных ученых: на глубине 3 769,3 м буровой снаряд впервые в мире вошел в воды подледникового озера Антарктиды – Восток.

Vostok_2.jpg

Проникновение в воды реликтового озера открыло уникальные возможности для ученых различных профилей по исследованию этого природного феномена, изолированного от биоты Земли в течение более 15 млн лет.

Vostok_3.jpg

Озеро Восток является единственной в своем роде сверхчистой гигантской водной системой на нашей планете и тем самым может служить уникальным полигоном для отработки методов поиска жизни на ледовых планетах и лунах. Если там существуют подледниковые водоемы, то они должны быть сходны с озером Восток по крайней мере по ряду свойств: находятся глубоко подо льдом, подвержены высокому давлению и близким к точке плавления льда температурам.

Экосистема озера Восток имеет крайне низкую концентрацию питательных веществ и является одной из наиболее олиготрофных систем Земли.

Vostok_4.jpg

Проведение комплексных биогеохимических работ с водой антарктического озера Восток, поиск следов микробной (и иной) жизни по ДНК-«отпечаткам» в воде, во льду и снеге ответят на принципиальные вопросы о возможности существования жизни в экстремальных природных условиях, а изучение донных отложений даст информацию о природных ресурсах, скрытых под толщей льдов Антарктиды.
Ученые ПИЯФ занимают лидирующие позиции в подготовке и проведении этих исследований. Разработанная ими уникальная методика анализа малых концентраций биологических соединений позволила значительно улучшить чувствительность их обнаружения.

Vostok_5.jpg

В ПИЯФ создается оборудование для отбора проб и изучения вод подледникового озера Восток и его донных отложений.

Vostok_6.jpg Vostok_7.jpg